Как правильно тормозить на мотоцикле



Как работает тормозная система

Cоветы, как тормозить

Стандартное торможение

Экстренное торможение

Мокрая и скользкая дорога

Торможение на грунтовой и песчаной дороге

Управление тормозом на спуске

Правильное торможение в повороте на мотоцикле

Общие рекомендации

Что делать, если сработала блокировка колеса

Частые ошибки

Что еще нужно учесть
Обязательный навык, который отрабатывают начинающие мотоциклисты - как тормозить на мотоцикле правильно, после получения прав его отрабатывают и совершенствуют постоянно. Торможение – неотъемлемая часть управления мотоциклом. От правильности его выполнения зависит безопасность самого мотоциклиста и других участников движения, правильное функционирование байка, сохранность его отдельных узлов и элементов. Чтобы правильно выполнять торможение на мотоцикле, важно понимать принцип работы тормозной системы, учитывать особенности ее конструкции.
Как работает тормозная система
В основе работы тормозной системы любого типа лежит сила трения, за счет которой осуществляется замедление подвижных элементов мотоцикла. Большинство видов двухколесного транспорта оборудуют дисковыми тормозами, при такой системе суппорт оказывает давление на колодки. Они примыкают к вращающемуся диску, что откликается замедлением оборотов колеса.
Некоторые виды байков комплектуют барабанными тормозами, у которых колодки заключены в закрытый корпус. Принцип функционирования сходный, но прижим колодки в процессе торможения осуществляется не непосредственно к диску, а к стенке барабана. Создаваемое трение тоже приводит к замедлению движения колеса, позволяя сбавить скорость или полностью остановиться.
При выборе тормозной системы для современных моделей упор делают на чувствительность и малый вес. Научиться хорошо управлять байком с такой системой не сложно. Конкретные рекомендации о том, как тормозить на мотоцикле, зависят от типа двухколесника, а также условий его эксплуатации.
Технические параметры двигателя, вес мотоцикла, качество дорог, предпочтительный скоростной режим – малая часть нюансов, которые учитывают при освоении навыка. Основными факторами, от которых зависит процесс торможения, остаются качество сцепления колес с дорогой, степень нагрузки, а также площадь «пятна контакта» (области колеса, которая соприкасается с дорогой). Некоторые правила и рекомендации являются общими для всех мотоциклистов.
Cоветы, как тормозить
Рекомендации, как правильно тормозить на мотоцикле на скорости, зависят от типа процесса. Он может быть стандартным или экстренным, отдельно рассматривают алгоритм тормоза на скользкой дороге, процесс снижения скорости при приближении к повороту. Особые правила действуют при езде с пассажиром, при передвижении по песчаным и грунтовым дорогам, а также при спуске с горки. Несколько общих рекомендаций:
- во время движения руку необходимо держать на рычаге тормоза, это сделает управление плавным, без поспешных движений;
- газ обязательно следует закрывать до того как начинается торможение, иначе мотоцикл может потерять равновесие и упасть;
- в начале торможения нажимать на рукоять следует плавно, при необходимости усиливая давление;
- в процессе торможения нельзя опираться на руль, это усилит инерцию, сделает тормозной путь длиннее.
При нажатии на рычаг тормоза руки должны быть прямыми. Эти правила и то, какие основные тормоза на мотоцикле в разных ситуациях, начинающие мотоциклисты осваивают на первых практических занятиях в мотошколе.
Стандартное торможение
В этом случае речь идет о стандартной ситуации, когда мотоцикл передвигается по прямой асфальтированной дороге без уклона, имеет достаточный запас дистанции. Перед началом торможения закрывают газ, после чего плавно нажимают на рычаг переднего тормоза.
Чтобы торможение было более эффективно, можно немного отклониться назад, сместить центр тяжести к заднему колесу. Одновременно с передним активируют задний тормоз, но нажатие на рычаг должно быть более мягким и слабым.
Экстренное торможение
Его выполняют в аварийных, нестандартных ситуациях. В этом случае главным выступает задний тормоз, рукоятку которого нажимают плавно. После этого выполняют переключение байка на понижающую передачу, только после этих действий можно зажимать рычаг переднего тормоза, плавно доводя до полной блокировки. Если в экстренной ситуации начинать тормозить передним колесом, мотоцикл может легко потерять равновесие и упасть.
Мокрая и скользкая дорога
Отдельно стоит рассказать о том, каким тормозом тормозить на мотоцикле, если передвижение выполняют по мокрому или обледеневшему асфальту. Сцепление с такой дорогой плохое, поэтому техника стандартного торможения требует определенных корректив.
На скользкой трассе выполняют торможение задним колесом, одновременно уделяя внимание равновесию и балансу мотоцикла. Добавляя управление передним тормозом, движение мотоцикла постепенно стабилизируют. Тормоз следует выполнять до блокировки колес, но делать это плавно.
Торможение на грунтовой и песчаной дороге
Поскольку сцепление с песчаной и грунтовой дорогой лучше, чем с асфальтом, на начальном этапе торможения рекомендуется делать это не посредством переднего и заднего тормоза, а двигателем. Для этого достаточно просто отпустить ручку газа и постепенно начинать помогать байку задним тормозом. Такую технику часто используют мототуристы и те, кто увлекается эндуро.
Управление тормозом на спуске
Обучаясь навыку, как тормозить на питбайке, городском или спортивном мотоцикле при спуске, важно запомнить главное правило: пользоваться передним тормозом при таком движении нельзя. Используют торможение двигателем в сочетании с плавным воздействием на задний тормоз.
Действие инерции при наклонной езде усиливается многократно, поэтому мотоциклисту следует прилагать максимум усилий, чтобы сохранить равновесие на дороге, избежать резких маневров и падения. Также следует рассчитывать, что время торможения в этом случае больше, чем при маневре на прямой дороге без уклона.
Правильное торможение в повороте на мотоцикле
Когда мотоцикл поворачивает, площадь поверхности сцепления колеса с дорогой уменьшается. Транспортное средство становится менее устойчивым, риск потери равновесия в таком положении наиболее велик. Пользоваться тормозом при повороте можно только в случае, если движение проходит плавно, на низкой скорости. Используют только передний тормоз. Оптимально сбрасывать скорость до нужного уровня перед поворотом.
Общие рекомендации
Отрабатывать навыки управления тормозной системой важно под руководством опытного инструктора. При самостоятельном обучении можно допустить ряд ошибок, получить травмы и повредить конструктивные элементы мотоцикла. Обучение в аккредитованной мотошколе важно не только для новичков, но и для опытных мотоциклистов, решивших освоить новый стиль езды, другой тип мотоцикла, занимающихся спортивными мотодисциплинами.
Что делать, если сработала блокировка колеса
Большинство современных байков оборудуют антиблокировочной системой (ABS). Если торможение прошло экстренно, она предупреждает блокировку колес, делает процесс более плавным и безопасным. Если такой системы не предусмотрено, при резком торможении колесо может заблокироваться, что чревато заносами, потерей равновесия и падением.
Опытные мотоциклисты знают, что для разблокировки переднего колеса достаточно быстро отпустить ручку переднего тормоза, после чего нажать на нее повторно, но плавно. При блокировке заднего колеса таких действий производить нельзя. Нужно либо оставить его в заблокированном состоянии, либо отпускать рычаг заднего тормоза медленно.
Частые ошибки
Опытные райдеры совершают торможение с ошибками редко, большинство упущений характерно для новичков. Некоторые из них:
- Отказ от использования заднего тормоза;
- Попытки тормозить с подруливанием;
- Злоупотребление экстренным торможением.
Необходимо понимать, что для правильного управления системой следует использовать два тормоза – передний и задний. Это повышает безопасность, позволяет соблюсти технику. В процессе торможения нельзя уводить руль вбок – такой маневр повышает риск падения. Экстренное торможение на любом мотоцикле – трудный маневр, прибегать к которому следует только в крайнем случае.
Что еще нужно учесть
Чтобы уверенно управлять байком, недостаточно выучить, где тормоз на мотоцикле, и как работает система в разных ситуациях. И в процессе обучения и во время поездок важно использовать правильную защитную экипировку. От травм не застрахованы даже опытные водители.
При управлении мотоциклом обязательно использовать шлем, мотокуртку и брюки с защитными вставками. При повышенном риске целесообразно ношение моточерепахи. Для защиты ног выбирают мотообувь с усилением в области суставов, а для рук – перчатки с защитными вставками. Все виды экипировки можно заказать в интернет-магазине Motostyles, в каталоге представлены только сертифицированные товары.